Expert-content
Экспертный контент в маркетинге
Книга Светланы Ковалёвой

Структура текста: 7 приемов яснее мыслить и убедительнее писать

Проблемы со структурой текста отражают проблемы с мышлением автора. Как он мыслит, так и пишет. Но это работает и в обратную сторону: научившись ясно и понятно излагать мысли в тексте, мы учимся яснее мыслить.
За год я читаю и даю обратную связь по текстам пары сотен людей. Это студенты курсов, сотрудники моего агентства, кандидаты на вакансию контент-маркетолога. Я их подбираю, когда строю отдел контент-маркетинга для своих заказчиков. Есть у меня такая услуга.
Эта пара сотен людей пишет тексты в качестве домашнего задания или тестового. И в половине из них есть проблемы со структурой.

Как структура влияет на понимание текста

Хороший текст — это текст, который легко запомнить и пересказать, прочитав один раз. В таком тексте есть скелет — структура, на которую автор наложил фактуру — мясо текста.
Даже просто пробежавшись глазами по подзаголовкам, читатель сможет понять:
  1. О чем текст;
  2. Будет ли статья понятна и полезна;
  3. Стоит ли тратить свое время на чтение.
Сразу видно, что это плохой текст. Автор выплеснул поток сознания без какой-то логики и структуры. Скорее всего он сам не до конца понимает, что хочет сказать и чего ждет от читателя.
Так бывает, когда автор берет мысли из головы или факты из брифа (то самое мясо), и начинает лепить из них текст, как ему муза подскажет. Проблема в том, что читателю муза на ухо не шепчет, и разобраться в мыслях автора ему будет сложно. Гораздо проще закрыть страницу и пойти дальше.

Как помогает правильная структура

1. Облегчает нагрузку на мозг читателя.

Все любят с горочки кататься, но мало кто — саночки возить. Так и читатель не любит тратить энергию на переваривание текста. Если мозгу тяжело, читатель уйдет, даже если контент супер-полезный. А если легко — дочитает до конца.
Снизить нагрузку помогают:
  • единообразие в структуре,
  • повторяющийся ритм подзаголовок/абзац/пробел,
  • порядок в навигации: в любом месте статьи понятно, где ты находишься.

2. Позволяет сделать транзитивные подзаголовки

Это заголовок, который передает суть, квинтэссенцию абзаца одной фразой. Он помогает читателю понять, о чем текст и стоит ли его читать.
Например: Яблоко ред чиф переехало в Крым и повысило удовлетворенность жизнью на 58%.

3. Работает на SEO

Поисковые системы выше ранжируют сайт, если на нем соблюдена вложенность заголовков Н1, Н2, Н3.

4. Показывает дыры в логике повествования

Когда у вас кирпич текста, вы не сможете понять, в какой его части проблема. Если вы пишете по структуре, то вам придется написать подзаголовок, а значит:
  • Решить, про что этот абзац, и какая мысль в нем — главная.
  • Добавить логическую связь, переход от одного абзаца к другому.
В отличие от потока сознания, структурированный текст легко пересказать. Это верный признак хорошего, понятного и убедительного текста.

7 приемов сделать текст логичнее

  1. Ставьте новый подзаголовок каждые 400-500 знаков

Так вы прочитаете подзаголовки, увидите структуру текста, сможете найти нелогичные переходы и исправить их. Если вы не можете придумать подзаголовок для абзаца, значит в нем нет главной мысли. Абзац надо перенести или удалить.
А еще это поможет читателю ориентироваться в тексте: он сможет сразу перейти к интересующим его тезисам.

2. Делайте заголовки единообразным

Если подзаголовок не похож на предыдущие, возможно, есть пробел в логике. Абзац надо перенести или удалить.
Если вы хотите делать экспертный контент, но у вас нет контент-отдела или он работает не так, как вам нужно, вы можете обратиться ко мне.

Я могу помочь 3-мя способами: научить, сделать за вас или построить отдел контент-маркетинга.

3. Оформляйте перечисления списком.

Это визуально разгрузит текст, его станет легче «переварить». Если в перечислении встречается одно и тоже слово, выносите его за скобки. Так читателю их легче воспринимать, они не утомляют мозг и делают текст понятнее.

4. Перечисляйте однородные вещи, а не красный, зеленый, круглый, мокрый

Чтобы понять, почему вы поставили в один ряд разные вещи, нужно будет напрячься. Читатель устанет и уйдет, не дочитав.

5. Пишите тексты в Google Docs и сразу используйте форматирование.

На полях слева вы увидите структуру документа и заметите, если с ней что-то не так.

6. Вам не обязательно сразу давать название каждому абзацу.

Если вы еще набираете фактуру, отформатируйте как Н2 слово «Подзаголовок». Так вы на этапе фундамента текста заложите правильную структуру.

7. Проверяйте уровни вложенности: у H3 всегда есть материнский Н2.

Если вы пытаетесь по какой-то причине «перепрыгнуть» на уровень ниже, помните, скорее всего читатель не поймет такой структуры.
H1 Как за два года увеличить количество лидов в 10 раз, сократив долю рекламных расходов
H2 Какую задачу нам поставили
H2 Какие ошибки мы вскрыли
H3 Кампании неправильно сгруппированы
H3 Неполное семантическое ядро
H3 Нет УТП в заголовках
H2 Как мы все поменяли

Резюме

  1. Пишите тексты с ясной и логичной структурой. Они будут понятны читателю, и он захочет дочитать их до конца. Чужой поток сознания никому не интересен.
  2. Структурировать текст — не талант, а навык, который приходит с практикой. Чтобы стать хорошим копирайтером, его надо тренировать. Решайте логические задачки — это тоже помогает. Например, такие.
  3. Навести порядок в тексте можно с помощью моего чек-лист по редактуре текста. Его отдает чат-бот.
Подпишитесь на полезную рассылку
Раз в неделю я буду отправлять вам материалы о том, как: создать контент-стратегию; писать и редактировать кейсы и статьи; настроить бизнес-процесс по созданию контента
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь на обработку персональных данных