Expert-content
Экспертный контент в маркетинге
Книга Светланы Ковалёвой
Как я избавилась от боязни сцены. Личный дневник борьбы
Как побороть страх перед выступлением на публику? Как побороть страх перед выходом на сцену? Как побороть страх "не облажаться" при выступлении на большую аудиторию? Как побороть страх "всё забыть"? Я поделюсь своим личным опытом.
На сцене надо вести себя естественно. Слышали такой совет? Естественная реакция организма на публичное выступление – выброс адреналина, который диктует: «Бей или беги». И до 2014 года я была уверена, что не пригодна к выступлениям.

2009 год. Я прохожу программу обучения бизнес-тренеров, где есть акцент на ораторское мастерство. Я уверена, что буду выступать и обучать прекрасно. И так продолжалось вплоть до выпускного экзамена, на котором надо провести реальный тренинг по командообразованию для официантов ресторана «Тануки». У меня был блок на 40 минут. За день до экзамена я поняла, что готова душу продать, лишь бы не выходить завтра. Крутило кишки, в висках стучал пульс. Каким-то чудом заставила себя выйти, но все время просидела на стульчике, не могла встать, нужна была внешняя опора. И я решила – больше никогда не буду пытаться выступать, это не мое. Слишком велик страх выступлений.

2011 год. Мое агентство интернет-рекламы регулярно проводит обучающие семинары. Я на них не выступаю из-за боязни сцены, даже как ведущий в начале не могу выйти поприветствовать аудиторию. Выступают коммерческий директор и руководитель отдела производства.

2013 год. В агентстве случился мощный кризис: самое прибыльное направление приходится закрыть. И переориентировать клиентов на другие направления. За месяц я объезжаю 80 самых перспективных и крупных клиентов. На встрече я понимаю, как плохо заказчики разбираются в интернет-маркетинге. Кому-то провожу ликбез, попутно борюсь с возражением «я не вижу у себя запросы «аренда авто» в первом спецразмещении, значит вы плохо работаете». Я злюсь на заказчиков, устаю говорить одно и то же по 4 раза на дню. И думаю, что если бы я могла выступать, можно было бы собрать всех оптом. Эта злость и поможет мне перевести адреналин из состояния «беги» в состояние «бей».

Начало 2014 года. Меня позвали модератором секции на крупной конференции. Микрофон пугал, но я думала: «Я же не выступать, а просто забивать эфир между спикерами, 1–2 минуты, справлюсь». Вышла и думаю, а чего боялась? Страх выступлений не появился.

Весна 2014 года. Я как ведущий открываю наши семинары. Провела первые два выступления на 20 минут. А потом полноценный доклад, но вместе со вторым спикером. Еще боюсь, но вдвоем легче.

Декабрь 2014 года. Провожу в ВЭШ обучение на 6 часов. Страшно волнуюсь, но все проходит хорошо. Мне предлагают стать научным руководителем по блоку «интернет-маркетинг», где надо будет не только вести обучение самой, но и подбирать других преподавателей.

Сентябрь 2015 года. У меня за плечами пара десятков занятий. Родилась дочь, через неделю после родов я в первый раз выхожу преподавать. Мне предложили преподавать еще и в УрФУ, я не могу отказаться, ведь я снова вернулась к мысли, что обучение – это мое призвание! Сколько времени я потеряла зря из-за страха. Муж с дочкой в коляске гуляют под окнами. Вот тут меня окончательно отпустило. Когда переживаешь, не проснется ли дочка, как бы успеть ее покормить в перерыве, энергии на волнение не остается вовсе. Страх выступлений полностью отступил.

Август 2016 года. Я провожу первый вебинар. Нет обратной связи от аудитории, непонятно.

С февраля 2017 я как штатный евангелист Callibri провожу в месяц 2–3 вебинара и 3 живых выступления на конференции охватом до 500 человек.

Вы думаете, что я сейчас скажу: «Я смогла и вы сможете, выступать надо каждому»? Отнюдь. Делать это своей профессией, как я, совершенно не обязательно. Кому-то лучше дается письменная речь и статьи как альтернативный формат экспертного контента. Но если выступления дают вам энергию, а не отнимают, если у вас есть потребность делиться знаниями, но вам страшно, то побороть боязнь сцены можно. Так же, как начинающий водитель борется со страхом вождения:
Хотите выступить с докладом, но не можете определиться с темой?
Уже выступаете, но хотите сделать доклад убедительнее?
Не знаете, как сделать доклад полезным и продающим одновременно?
Я помогу вам подготовить доклад.
1 этап. Вижу педали, не вижу коробку передач. Это этап, при котором задача вспомнить и произнести текст отнимает так много внимания и энергии, что на другое их не остается. Самое важное здесь – вызубрить текст, чтобы рот сам на автомате его говорил, а голова не думала.

2 этап. Умею жать на педали, вижу коробку, начинаю переключать передачи, не глохну. На этом этапе спикер не только произносит заученный текст, но и начинает добавлять в речь спонтанные мысли.

3 этап. Умею жать газ и тормоз, переключать передачи. Ого, оказывается, есть светофор и знаки! Спикер начинает смещать фокус внимания с того, как говорить, на аудиторию.

4 этап. Черт, есть пешеходы! Оказывается, тебя слушают люди, у них есть разные выражения лиц: одни одобрительно кивают, другие залипли в телефоне.

5 этап. Я умею водить! Водить классно! Процесс говорения полностью уходит в бессознательное. Высвободившееся внимание можно потратить на изучение аудитории, поиск аргументов в споре, ответы на вопросы. Часто спикеры становятся живыми именно на этой стадии, и включается она именно при ответах на вопросы аудитории. Если кто-то задал злободневный вопрос или прошелся по вашим болячкам, вы злитесь и вкладываете эту энергию в ответ. А когда ты злишься, бояться некому, вместо «беги» мозг трактует выброс адреналина как «бей». И перед выходом на сцену ты чувствуешь себя как боксер на ринге.

6 этап. Водитель со стажем. Едет, одной рукой грызет яблоко, второй разговаривает по телефону. Спикер совсем без страха сцены. без волнения, часто это выгоревший спикер. Который ртом говорит, а головой думает: «Что бы на ужин приготовить». На этой стадии нужно находить темы выступления, которые по-настоящему тебя зажигают. Тогда есть все для блестящего выступления: энергия и расслабленность автопилота.

Подпишитесь на полезную рассылку
Раз в неделю я буду отправлять вам материалы о том, как: создать контент-стратегию; писать и редактировать кейсы и статьи; настроить бизнес-процесс по созданию контента
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь на обработку персональных данных