Expert-content
«SEO для блога и контент-маркетинг»
9 июля старт онлайн-курса

Уникальный контент: отдать в СМИ или оставить себе? Как мы боролись с поисковиками

Авторам важно четко видеть ключевые идеи (а иногда и ключевые слова) до того, как начать писать. Это то, что должно запускать творческий процесс, придавать ему вектор
Jessica Bowman, Consultant ©
Вы написали прекрасный, убедительный уникальный текст. Где разместить его – в своем блоге, в СМИ, отдать партнерам в рассылку или разместить как пост в соцсетях? Нужно крепко подумать, прежде чем публиковать текст. Ведь уникальный текст можно разместить где-то только один раз. И первый, кто его у себя разместит, соберет сливки в виде поискового трафика.
Раньше я писала статью и сразу прикидывала, в каком бы СМИ ее разместить. Трафик на сайт с публикации всегда был копеечный (до 150 переходов), но я не сдавалась. Мне казалось, что я просто не нашла нужную площадку, которая пригонит кучу бесплатных посетителей, и они обязательно конвертируются в покупателей. Я рассуждала так: «На моем сайте мало посетителей, трафика с поиска нет. В СМИ его много, поэтому надо не у себя в блоге статьи размещать, а отдавать на площадки». Иногда я даже писала лонгриды и постила их только в соцсетях!
Но в какой-то момент я обратилась к Евгению Летову, эксперту в поисковом продвижении, с вопросом, как мне попасть на первые места по запросам «Светлана Ковалева» и «экспертный контент». На более высокочастотные запросы я на тот момент и не рассчитывала. Женя проанализировал мой трафик на сайте, позиции, конкурентов по запросам и открыл мне глаза.
  1. Я настолько часто отдавала свой контент (при этом насыщенный ключевыми словами) на другие площадки, что поисковик считает их автором, а меня плагиатчиком. Последней каплей стал случай, когда я вообще не давала согласия на публикацию статьи, но организатор вебинара, на котором я выступала, без моего ведома (и ссылки на меня) сделал расшифровку моего доклада. В итоге по самому целевому запросу «экспертный контент» на первом месте выдается чужой блог, несмотря на то, что там моя речь и изображения из презентации! А мой собственный сайт плелся в хвосте, где-то за первой страницей Яндекса.
  2. Когда я засеваю контент на внешних площадках, у меня происходит взрыв трафика. Но очень кратковременный, после двух-трех дней трафик на сайте снова стремится к нулю.
В итоге перед каждым новым запуском курса я вынуждена генерировать новый контент и засевать его вовне. И чтобы набирать группу на курсы, я должна, как тонущая лягушка, постоянно взбивать лапками молоко в масло. После третьего запуска очень захотелось, чтобы хоть что-то происходило само, без моего участия. Захотелось стабильного бесплатного трафика на сайт. Такой может дать только SEO. Так я решила развивать блог и работать на поисковый трафик.

Нарастить массив контента

В блоге было всего 5-6 статей, причем все тексты неуникальные – я размещала их у себя через 2-3 недели после того, как уникальный текст выходил в СМИ. Женя сказал, что для роста поискового трафика нужно 50 статей минимум. Где мне взять столько контента в ближайшее время? Ведь через месяц новый запуск курса, опять нужен трафик. И я вспомнила, что я – мастер переупаковки и вторичного использования контента. Я написала массу постов в соцсетях, и для поисковых систем это уникальные тексты, потому что кроме соцсетей я нигде их не размещала.
Поисковики очень низко ранжируют посты в соцсетях. Вы редко встретите пост из ВКонтакте в результатах поиска Яндекса. А уж пост из Facebook или Одноклассников не найдёте вообще. Скорее всего, так происходит потому, что соцсети – это бесплатные площадки, и любой пользователь без труда и затрат может добавить туда любой контент. Так сложилось, что чем меньше усилий тратит пользователь на создание или дистрибуцию контента, тем меньше его значение для поиска. Вероятно, поэтому даже копирование текстов всего сайта во ВКонтакте никак не влияет на его ранжирование.
Я взяла посты из своих соцсетей, мы собрали под каждую запросы, я адаптировала тексты. Женя засеошил эти статьи.

Мышление копирайтера VS оптимизатора

В октябре прошлого года мы с Евгением Летовым выступили на конференции Optimization, где сравнили и синхронизировали подходы оптимизатора и пиарщика. Произошел классический эффект «так объяснял, что сам понял». До меня дошло, что именно я делаю не так. Оказалось, когда я придумываю тему статьи и заголовок, то мыслю совсем не так, как люди, которые ищут что-то в поиске. Я стараюсь сделать заголовок медийным и интуитивно определяю, что будут больше кликать. А Женя не гадает, а идет в wordstat.yandex.ru и смотрит на цифры, как большинство людей формулируют свой запрос. В итоге почти все заголовки пришлось переписать.
Хотите научиться мыслить как оптимизатор и писать тексты, оптимизированные под поисковые системы? Приходите на курс «SEO для блога и контент-маркетинг»
Я написала отдельную статью под запрос «экспертный контент», Женя подшаманил с тайтлами, добавил ключей, и сайт появился по запросу на первой странице. Но на первом месте по целевому запросу по-прежнему был чужой сайт с моим контентом.
На статьи, переупакованные из поиска, пошел небольшой трафик, но его по-прежнему было мало. Стало понятно, что только на переупаковке не выехать. Надо делать ТЗ на SEO-тексты и писать специально под поисковые запросы.

Писать под поисковики

Я обратилась к другому оптимизатору, чтобы он составил мне ТЗ на статьи. Оптимизатор собрал запросы, проанализировал выдачу по ним и поставил четкое ТЗ: запросы, LSI-слова, ссылки на статьи конкурентов, которые находятся в топ, вхождения ключевых слов и даже структура статей конкурентов. Требования к количеству знаков не было, т.к. еще на старте оптимизатор сказал, что по информационным запросам выходят в TOP только лонгриды от 20 000. Еще сказал, что не надо при написании текста думать о запросах: «Используй их как идеи и просто пиши статью, а я потом пройдусь по текстам и добавлю ключи». Писать в таком режиме было удобно.
Так мы написали три лонгрида:
Работа дала результат, позиции и трафик начали расти.
Но позиции по ключевым запросам все равно были невысокие, дальше первой страницы поиска. И поискового трафика тоже недостаточно. Тогда я снова обратилась к Евгению Летову, чтобы он разобрался, что я делаю не так?

Не бояться переборщить с запросами

И Женя нашел ответ, он оказался банальным – недостаточно ключевых слов в тексте. Такова были гипотеза. Чтобы проверить ее, Евгений взял статью про контент-планы, насытил ключевыми запросами и нажал «переобход» в панели веб-мастера. Количество ключевых слов увеличилось в 2 раза.
Позиции в Google выросли уже через три дня. А вот рост через месяц
Трафик тоже вырос
Хотите так же? Приходите учиться на курс «SEO для блога и контент-маркетинг» к Евгению Летову и Светлане Ковалевой
Через полтора месяца Яндекс тоже отреагировал ростом позиций по части запросов
И мой сайт наконец появился по запросу «экспертный контент» не только на первой, но даже на «нулевой» позиции в Яндексе.
Неужели можно просто взять, напихать в текст запросы и сразу получить такой же результат? Нет, не все так просто. Перед этим надо проделать кропотливую работу.

1. Собрать семантику

Женя собрал всю семантику по теме уже существующего лонгрида. Запросы брал из Яндекс Вебмастера, Google Search Console и Яндекс Метрики моего сайта. Также по маске «контент-план» выгрузил ключевые фразы из Яндекс Wordstat. Получилось всего около 3000 запросов.

2. Почистить запросы

Из полученной базы вырезал несогласованные фразы с точки зрения русского языка («скачать планы контента»), фразы-обрезки («инстаграм план фотограф») и другие нечеловеческие артефакты, которыми богата статистика поисковых запросов. Оставшуюся семантику проверил на потенциал по трафику и откинул неперспективные ключевые слова.

3. Кластеризовать

Полученный массив фраз сгруппировал по ожиданиям пользователей (сделал кластеризацию, разбил на интенты и прочие синонимичные формулировки). Получилось, что для роста трафика лучше ключевые фразы разместить не в одном лонгриде, а создать набор статей. Каждая статья будет раскрывать отдельное ожидание пользователя. Для лонгрида выделил конкретные фразы, которые нужно использовать в тексте именно этого лонгрида.

4. Создать действительно хороший контент

Текст, который я написала, интересен читателю и удерживает его на странице достаточно долго.

5. Использовать LSI-расширения

Контент содержит дополнительные слова-маркеры, обогащающие текст. Как говорит Женя: «В мифотворчестве оптимизаторов их называют LSI-расширениями».
Хотите скачать все 9 шаблонов контент-планов?

6. Прописать title

Правильный заголовок страницы и аннотация сайта в результатах поиска привлекает внимание пользователя.

Лонгрид VS 1 интент = 1 страница

Оптимизатор, с которым я работала до этого, утверждал, что по информационным запросам лучше всего выходят лонгриды – статьи объемом не менее 15 000 знаков, которые со всех сторон рассматривают вопрос, заключенный в ключевом запросе. При этом мы использовали целую группу запросов для одной статьи. Напомню, я написала статью «Как составить контент-план: 9 шаблонов для разных бизнесов». Статья очень длинная, на 27 000 знаков и состоит из:
  1. инструкции, как составить контент-план;
  2. примеров готовых контент-планов для разных отраслей, которые можно скачать.
Евгений Летов придерживается другого подхода. Он утверждает, что это разные поисковые интенты и для каждого нужна своя страница
Интент — это группа запросов, связанных одной потребностью пользователя. Интент формирует ожидание пользователя, что именно он увидит после того, как перейдет на сайт из поиска. Если пользователь пишет в запросе «скачать», он не ищет лонгрид о том, как составить контент-план, а ожидает в поиске увидеть страницу про «скачать». Также человек вводит «контент-план для фотографа в инстаграме». Удивительно, но именно это он и ожидает увидеть, а не виды контент-планов или планы для автосалона на одном лонгриде. Современный поиск прекрасно распознает интенты, и бонус получает та страничка, которая максимально точно отвечает на запрос пользователя. Насыщенная ключевыми словами и словами-маркерами
Я послушала Женю и поняла, что мне проще писать лонгриды, я не могу кратко ответить на вопрос, уложившись в 3000 знаков. Мне надо копнуть так глубоко, что выходит никак не менее 15 000 знаков. Мы с Женей нашли альтернативный подход. Статья-лонгрид про контент-планы ссылается на сеть мелких статей-сателлитов с примерами контент-планов для конкретной отрасли.
  1. «Основная статья».
  2. Вспомогательная статья «Отрасль».
  3. Вспомогательная статья «Шаблон».
  4. Вспомогательная статья «По сроку» (контент-план на месяц или на неделю).
Что мы делаем под каждый из четырех пунктов:
  • пишем статьи под каждый из сегментов;
  • внедряем в них ключи;
  • ставим перекрестные ссылки на «Основную статью» и вспомогательные статьи.
В итоге мне нужно было дописать вспомогательные текст:
  • 37 статей «Отрасль»;
  • 3 статьи «Шаблон»;
  • 3 статьи «По сроку».
Засучиваю рукава, зову на помощь копирайтеров и вместе мы пишем. На момент написания этой статьи готовы 5 вспомогательных статей.

Резюме

Мой путь в SEO только начинается. Но я, наконец, поняла, что нужно делать, чтобы «побороть» капризные поисковые алгоритмы.
  1. Перестать отдавать уникальные статьи на внешний площадки.
  2. Писать под поисковый спрос, собирать семантическое ядро на уровне идеи статьи. А не потом ломать голову, как бы оптимизировать статью.
  3. Привлечь опытного оптимизатора. А иногда и не одного!
  4. Засучить рукава и готовиться писать не по вдохновению, а под SEO-конвейер.
Хотите задать мне вопрос по вашему проекту?
Оставьте заявку, и я свяжусь с вами.
Хотите подписаться на рассылку об экспертном контенте?
Хитрости, чек-листы, инструкции.