Expert-content
«Экспертный контент»
20 сентября стартует IV поток курса
5 способов правильно и интересно выступать перед публикой
Один из самых сильных страхов спикера - усыпить аудиторию. Выступить перед публикой так, что будет неинтересно, и слушатели начнут выходить из зала или уткнутся в мобильные телефоны.
В статье делюсь пятью навыками публичных выступлений, наработанных своим опытом. Рассказываю, как снизить когнитивную нагрузку на аудиторию через специальные навыки публичных выступлений. Если вы прочтете статью и примените мои способы, доклад или речь получится интересной и легкой для восприятия.

Теория когнитивной нагрузки
Даже если вы эксперт и даете суперполезный контент, аудитория может спать во время вашего выступления или отключаться от вебинара, если вы не учитываете уровень когнитивной нагрузки. Теория когнитивной нагрузки гласит, что слушатели эффективно усваивают информацию, только если она не перегружает их мозг. В рабочей памяти человека может единовременно храниться ограниченное количество данных. Чем больше информации спикер дает за раз, тем меньше вероятность, что студенты запомнят ее и смогут применить в будущем. Что делать? Снижать нагрузку.


1. Мотивируйте проблемами аудитории
На митапе «Объясни нормально, плиз» (ссылка на запись) выступали 5 спикеров. Удержать внимание удалось лишь тем, кто сразу мотивировал аудиторию слушать дальше. В обучающем контенте проще всего мотивировать проблемами, которые есть у вашей аудитории. Начните со слайда со списком проблем, опишите их в красках, наш мозг пропускает только ту информацию, которая кажется важной, и фильтрует все остальное.
Пример:
В начале доклада скажите: «Мой доклад будет особенно полезен тем, кто заказывает SEO у подрядчика и получает непонятные отчеты, из которых неясно, когда станет лучше и что нужно делать».

2. Опирайтесь на знания и опыт аудитории
Теория когнитивной нагрузки утверждает, что мозг человека хранит информацию в так называемых схемах. Это структуры, которые позволяют нам решать задачи и думать. Также они дают возможность воспринимать разные элементы в рамках одного урока как единое целое. Когда мы обучаем, мы меняем схему слушателей, создаем новые нейронные связи. И схему будет проще построить в связке с информацией, которая уже есть у слушателя.
Пример:
Если вы рассказываете про юзабилити сайта, задействуйте пользовательский опыт слушателя: «Вспомните, как вы пытались записаться на прием к врачу на сайте и заполняли 12 полей в форме, где нужно было не только правильно ввести номер телефона, но и указать вашу группу крови и результаты анализов мочи по Нечипоренко».

Хотите научиться делать убедительные доклады?
Приходите на курс «Экспертный контент», старт 20 сентября.
3. Определяйте главное и сокращайте
Вас распирает от знаний и желания ими поделиться, но слушатели унесут в лучшем случае 5% информации. Вы не сможете протащить через игольное ушко восприятия всю информацию. Идете от задачи: какого целевого действия я жду от аудитории после доклада? Исключайте из доклада все, что не работает на эту цель, даже если это очень милые слайды, которые так хочется оставить.
Пример:
Я хочу, чтобы после моего доклада слушатели научились отличать хорошую посадочную страницу от плохой. Поэтому каждый слайд посвящен пункту их чек-листа. Все остальное удаляем.

4. Визуализируйте: схемы, таблицы вместо текста
Проще один раз показать, чем 100 раз объяснить. Схемы структурируют информацию и создают визуальные образы, которые легче сохраняются в долговременной памяти.
Пример:
Если за весь доклад у вас нет ни одной таблицы/схемы, возможно, ваш доклад – это набор разрозненных данных, которые невозможно усвоить.

5. Используйте сторителлинг, конфликт и драматургию
Истории понятны, а драматургическая структура помогает держать аудиторию в напряжении весь доклад.
Пример:
Кейс «Как мы вывели сайт из-под фильтра Яндекса за 3,5 месяца». Читаем начало: «К нам пришел клиент, который попал под фильтр за накрутку поведенческих факторов, хотя клиент ничего не накручивал…». Налицо конфликт: герой (агентство) сражается со злодеем-поисковиком за прекрасную леди-клиента. И сразу хочется запастись попкорном и читать дальше.

Резюме
Не старайтесь рассказать за час все, что вы знаете и умеете. Лучше провести серию обучающих семинаров и вебинаров, чем запихать все в один обзорный доклад. Разумно дозированная и правильно поданная информация помогает сохранить внимание слушателей и добиться лучшего усвоения знаний.